Топ-100

Маркетинговые исследования

Исследование и маркетинг

Проводить маркетинговые исследования  — довольно невостребованное занятие в наших краях. Компаний, готовых платить за информацию, может пересчитать ребенок из средней группы детского сада. Но работать с открытыми данными – это пожалуйста. В каждой второй вакансии маркетолога указано «мониторинг конкурентов». Об этом и расскажем.

Что такое исследование? По сути, сбор данных с их последующим анализом и сформированными выводами. Значит, этапов должно быть три. 

О чем говорит приставка «маркетинговое»? Что-то связанное с маркетингом. Маркетологи используют +100500 показателей. Но давайте попробуем порассуждать. В чем суть бизнеса? В прибыли. Значит, они должны основываться на околоприбыльной тематике. Какие показатели характеризуют прибыль?  В абсолютном значении – выручка, маржинальность, трафик, конверсия. В относительном – цены, приросты, доли рынка, узнаваемость, популярность.

Получается, что для проведения исследования, нам нужно собрать эту «маркетинговую» информацию, проанализировать ее и сформировать вывод. И всего-то.—

Маркетинговые исследования. Этапы.

О данных

Маркетинговые исследования без данных не проводятся, это очевидно. Но не любые данные можно проанализировать. Для качественного анализа нужно понимать следующие основные правила:

  • Данные должны быть единообразны. Вся информация из выборки должна находиться в едином формате. Например, если мы анализируем деньги, то везде должны быть доллары. Не рубли, не фунты, а доллары.
  • Данные должны быть верными.Банально, но это суперважно. Неправильные данные – неверные выводы – ошибки. Иногда критические, иногда фатальные.
  • У всех данных должен быть один первоисточник. Данные должны собираться из единого источника для того, чтобы не получалось разного видения. Например, если файл ведут два человека, один может округлять до десятых, второй – до сотых. Один может считать показатель по одной формуле, второй – по другой. Один в метрах, другой – в сантиметрах. И т.д.
  • Данных должно быть достаточно.Есть такое понятие в статистике – «ошибка выборки». Это та ситуация, когда из-за недостатка данных формируются неправильные тренды. 
Показатели собирать нужно, это факт. Чем чаще – тем лучше. Оптимально – каждый день. Занести данные в табличку – 5 минут. Зато потом экономит часы, деньги, нервы, пигмент меланин в волосах. Да, и о табличках: лучше пользоваться сетевыми вещами типа Google Таблиц. Можно даже сделать форму Google Форма, чтобы заполнять только ее. Та уже автоматом добавит данные в табличку. 
Для учета лучше использовать базы данных, с экселеподобными документами будет сложновато. Но маркетинговые исследования, расчеты и поиск тенденций лучше проводить все же в «Экселе» или «Клик вью».
Маркетинговые исследования. Данные.

Сбор данных

Собирать данные – супер. Но чтобы оправдать потерянные пять минут в день, нужно эти данные анализировать. Шутка, конечно, насчет оправдания. Аналитик всегда должен знать, сколько в среднем он продает в день, сколько человек ему нужно для 10 проданных товаров, какой день наиболее посещаемый и т.д.

Пробежимся по основным показателям маркетинга.Вот показатели, которые 100% нужно контролировать и накапливать:

  1. Выручка. Сумма выручки всегда должна быть основой всего. Это вторым этапом нужно контролировать, чтобы доля маржи стремилась к максимуму. Изначально – выручка. Если Вы закупаете сырье заграницей, неплохо бы вести учет в валюте управленческого учета. Как правило, той, в которой закупаете (нужно ежедневно следить за курсом).
  2. Количество чеков. На самом деле нм нужен средний чек – среднеарифметическое каждой сделки. Без кол-ва чеков мы его не знаем. Этот показатель очень ярко показывает Ваш ассортимент, работу продавцов, юзабилити вашего сайта и прочие характеристики. Без отслеживания этого показателя не рекомендуем проводить эксперименты!
  3. Трафик. Количество посетителей (как сайта, так и магазина). Этот показатель показывает, насколько интересно людям ваше предложение. Если Вы даете рекламу, то насколько она хороша, если нет – насколько проходимое место у вашего офиса, какая вывеска, понятно ли людям, чем Вы занимаетесь. Если вы работает в интернете — насколько хороша SEO. В общем, тоже весьма лакмусовый показатель.

Это основа. Другие показатели, такие как конверсия, высчитываются. Иные считаются с помощью систем учета. Например, сумма инвестиций в товар. Или эффективность рекламной кампании с помощью ROI. Но это нужно для более глубоких маркетинговых исследований, не для новичков.

Маркетинговые исследования. Сбор данных.

Сбор извне

Данные о конкурентах, которые Вы можете собрайть, крайне скудны. Но это не значит, что не нужно заниматься промышленным шпионажем.Маркетинговые исследования могут быть как внутренними, так и внешними. Итак, что мы можем собрать о конкурентах из открытых источников:

  1. Ассортимент и цены. Это святая святых. Обязательно это нужно сделать, если у Вас узкопрофильный бизнес. Не все всегда легко открывают эти данные, особенно если речь о дорогих товарах.Придумывайте легенду, звоните и просите прайс, узнавайте условия, накапливайте информацию.
  2. Все, что есть на сайте. На сайте может быть достаточно много интересной информации, которую обязательно нужно брать в расчет.
  3. Сотрудники компании.Метод запрещенный, но почему бы и нет? Следите за сотрудниками конкурентов в социальных медиа. Возможно, Вы узнаете что-то важное до того, как об этом узнают клиенты (в том числе и ваши). 
  4. Коды ТН ВЭД. Каждый импортируемый товар проходит по кодам ТН ВЭД. Если Вы работаете с импортом чего-то эксклюзивного, то с помощью этого Вы сможете посчитать емкость рынка и прикинуть, какую долю Вы занимаете.
  5. Материалы типогрфии. На полиграфических материалах должна указываться информация о тираже. Это Вам поможет понять, насколько крупный тираж, и, возможно, сделать какие-то выводы. 

Это базовые вещи, которые сделать несложно.

Маркетинговые исследования. Внешние данные.

Вывод

Здесь мы говорили о внутренних данных (и чуть-чуть о внешних). Есть варианты сбора с помощью опросов, обзвонов и интернет-тестов. Эти методы тоже популярны, но мы говорим о том, что нужно всем, без углубления в специализацию.

Да, чтобы делать качественный анализ, нужно иметь данные и по математике, и по статистике, и иметь опыт работы с табличными редакторами где-то на уровне формул, где-то на уровне сводных таблиц и диаграмм. А для того, чтобы построить качественную систему аналитики, нужно еще обладать доавольно большим опытом. Знать, на каких данных делать упор, а какие не нужны вовсе.

Именно поэтому рекомендуем привлекать профессионалов для построения таких систем. Цена ошибки получения неверных данных высока.  И лучше не рисковать. Мы сможем как построить систему сбора, так и сделать отличный экспресс-анализ. В нем Вам не нужно будет делать лишних действий,  анализировать данные или что-то настраивать. Как пример – моя система аналитики физической активности. Можете глянуть.

Но проведение маркетинговые исследования – не единственная наша услуга. Мы можем помочь с любыми вопросами маркетинга. Посмотреть наши работы можно в портфолио. А впрочем, не только это. Почитайте текст о нас. Мы думаем, что Вам стоит позвонить нам!

Пролистать наверх