Отдел маркетинга

Отдел маркетинга

Отдел маркетинга — та часть компании, которая отвечает за креатив и красоту коммуникаций с клиентами. А еще за клиентоориентированность, лояльность, лидогенерацию, продвижение и еще порядка 30 показателей. Не ошибусь, если скажу, что маркетинг — ключевой департамент большинства компаний. Большинства, потому что есть небольшое количество тех, кому маркетинг не нужен вовсе. Но их количество неуклонно сокращается.

Итак, как же должен выглядеть отдел маркетинга? Оговоримся сразу, что речь пойдет не про «Евроторг» со 100+ маркетерами в штате, а про простых смертных. В режиме нынешней жэстачайшай экономии и кадровой оптимизации сложно найти образцовые отделы. Что ж, тогда пофантазируем. Начнем с ключевого персонажа.

Начальник отдела маркетинга

Отдел маркетинга. Босс

Генерал от маркетинга. Лидер. Человек, который поведет за собой войско на кровавые сражения с клиентами. Тот, кто поможет, расскажет, покажет, научит, а иногда и заставит. Как мало нынче таких начальников… Но лично мне почти всегда с ними везло. И моим подчиненным, когда я сам им являлся).

Какова функция начальника? Если из классического менеджмента, то постановка задач, контроль выполнения, мотивация. Тут понятно. Но когда мы говорим о том, кто руководит креативным департаментом и в условиях дефицита людей, то он еще должен уметь подстраховать своих подопечных. Больничный, сессия, отпуск — не важно. Работа должна делаться. И этот супергерой-заменитель — начальник.

Предводитель отдела должен быть педагогом. Молодая кровь в коллективе всегда благоприятно влияет на свежесть идей. Круто, когда есть взгляд под другим углом. Но такие сотрудники должны вливаться в коллектив под чутким надзором. Иногда самые крутые увольняются раньше испытательного срока только потому, что ему не удалось адаптироваться. Когда начинаешь копаться, понимаешь, что дело вовсе не в привереде-маркетологе, а в начальнике, который не уделял новому сотруднику внимания.

Ну и еще одна важная вещь — руководитель должен держать удар перед еще большим руководителем. Ни при каких обстоятельствах нельзя ставить под сомнение работу своих бойцов. Наедине ты хоть кабинет разноси, но в глазах начальства они — красавчики. Это как в спорте: выигрывает команда, а проигрывает тренер. Когда хорошо — молодцы все, а в неудачах ты виноват даже тогда, когда не виноват.

Функции: постановка задач, контроль, мотивация, обучение/адаптация новых сотрудников, отстаивание интересов отдела, стратегия.

Компетенции: аналитические способность, эстетический вкус, знание ПО, с которым работают подчиненные, опыт.

Когда можно без него: никогда.

При отсутствии в штате других, такой специалист вполне сможет самостоятельно рулить маркетингом. Естественно, на том уровне, который может поддерживать один человек.

Аналитик

Отдел маркетинга. Аналитик

Аналитик — второй по важности сотрудник, согласно моей теории. Остальные тоже важны, но дизайн, например, можно отдать на оутсорс, а работу с данными — нет. Да и получить правильные цифры в нужный момент времени иногда просто судьбоносно.

Так вот. Аналитик должен обладать математическим складом ума. Разбираться в алгебре и статистике. И это, конечно, основа основ. Человек должен знать, в какой ситуации какой показатель анализировать, как он считается и какой вывод можно из этого сделать.

Желательно, чтобы аналитик разбирался в программировании. Это поможет ему прописывать определенные формулы и автоматизировать процессы. Например, аналитическая платформа Qlik использует язык программирования Basic для построения приложений. А для работы с big data нужно знать язык SQL-запросов.

Также обязательно знать принципы бизнеса и экономики. Эти знания понадобятся для формирования правильных выводов. Нельзя сделать вывод или прогноз без понимания общей картины. Аналитик должен знать, что откуда берется и куда уходит.

Не помешает понимание бизнес-процессов компании. И уметь их создавать, что тоже очень важно. Аналитик должен понимать, что и на каком этапе можно систематизировать, улучшить, упростить и регламентировать.

Ну и шпионская находка, куда без нее. Аналитику нужно собирать информацию о конкурентах и клиентах. Но те — жуки хитрые — просто так не расскажут своих тайн. Именно поэтому нужно искать к ним подходы и придумывать легенды. Про маркетинговые исследования и шпионаж, кстати, я писал тут).

Функции: конкурентная разведка, построение систем сбора данных, анализ показателей, прогнозирование, построение и улучшение бизнес-процессов, автоматизация монотонных операций.

Компетенции: аналитические способность, математический склад ума, знание принципов бизнеса, экономическую теорию, синтаксис ПО, в котором работает.

Когда можно без него: когда все, что необходимо, автоматизировано и занимает минимальное количество времени, отсутствие большого массива данных.

Креативщик

Отдел маркетинга. Креативщик

По-другому не могу никак назвать этого человека. Собственно говоря, это «специалист по всему необычному». Генератор идей и креативный центр отдела маркетинга.

Это тот человек, кто придумывает идеи, акции, челленджи и т.д. Основная задача этого специалиста — решение проблем. Красиво четко, разнообразно.

Организация мероприятий и воплощение идей также на плечах этого сотрудника. И даже если он не может самостоятельно справиться, то все равно координирует весь процесс. Это тот, кто душит подрядчиков, коллег, начальника, чтобы все получилось в лучшем виде.

Креативщиком такого сотрудника называю я. В простонародии он все равно является маркетером (или маркетологом, если на гос. предприятии).

Функции: генерация идей по решению проблем, реализация сгенерированных идей.

Компетенции: креативность, умение рассматривать ситуацию с разных сторон, коммуникативные и организаторские способности, врожденный авторитет.

Когда можно без него: когда совсем нет бюджета. И в таком случае весь креатив ложится на начальника.

Дизайнер

Отдел маркетинга. Дизайнер

Последний в рейтинге, но очень важный человек в моем департаменте. М на последнем месте только потому, что дизайн проще всего отдать на оутсорс.

За годы жизни я уверился в том, что все, что делает компания, должно быть красивым. Вообще все. От рекламной кампании до цветка в офисе. Чем красивее мелочи, тем лучше себя чувствуют клиенты, сотрудники, акционеры. Поэтому тот, кто может контролировать уровень красоты окружающего мира, является негласным героем компании.

Что должен уметь дизайнер? Во первых — иметь вкус. Человек без вкуса — это не дизайнер. Художник, оформитель, кто угодно. Но не дизайнер. Я встречаю часто дизайнеров без вкуса. Можно сказать, что вкус — вещь субъективная. Это так. Но есть современные тренды, логика, базовые принципы дизайна и психологии цветов.

Конечно, дизайнер должен уметь работать в графических редакторах. Вообще, я рассказывал о ПО для маркетологов в этой статье. Тут повторюсь, что обязательно дизайнер должен уметь работать в редакторах векторной и растровой графики.

Еще дизайнер должен разбираться в материалах. То есть, если он заказывает буклет, он должен понимать, что получится на выходе. Какая бумага, какой переплет, какой цвет. Аналогичная ситуация и с наружной рекламой, вывесками, широкофрматной печатью и т.д.

Ну и технологии. Они сейчас везде. Нужно быть в курсе и знать что, как и с помощью чего можно сделать. Например, не так давно мир захватили посадочные страницы. По сути, делаются они очень просто. Но! Это для тех, кто знает, что они делаются очень просто. Для остальных они стоят от 300$. Вот дизайнер должен быть именно тем человеком, который знает.

Функции: делать окружайющий мир красивее.

Компетенции: наличие вкуса, знание графических редакторов, понимание материалов, технологий, нестандартное мышление, любовь к красивому.

Когда можно без него: когда объем работ целесообразнее отдать на оутсорс, чем держать специалиста в штате.

Отдел маркетинга в работе

Этих людей хватит, чтобы решать все маркетинговые задачи небольшой компании (и даже некоторых больших). Можно со временем добавить интерент-маркетолога, смм-специалиста, верстальщика… В общем, нужно анализировать сферу, в которой работает бизнес.

Мой вымышленный отдел маркетинга же вполне справляется пока в таком составе. Как же строится работа? Все просто.

Работа начинается с аналитика. Он собирает данные и передает их руководителю. Тот обрабатывает отчеты и раздает задания маркетологу на повышение определенных показателей или освоению новых высот. Параллельно ставит задачу аналитику на проработку других данных. Маркетолог, в свою очередь, придумывает способ решения задачи, ставит ТЗ дизайнеру. Дизайнер согласовывает свои макеты с начальником. И этот процесс циклический. Любой поступающий проект проходит именно по такой схеме.

Работа отдела маркетинга

Отдел маркетинга на оутсорс

Да, большой отдел маркетинга — мечта для руководителя, но всегда можно обойтись и малым. Человек-отдел — довольно популярный вариант решения задач в наше время. И иногда этого вполне достаточно. Хотя, что там про сотрудников? Бывает, когда и без штатного человека все идет хорошо. И имя этому явлению — оутсорсинг.

Outsourcing

Оутсорс — это такое удаленное обслуживание. Очень популярен этот момент в обслуживании компьютерного парка или бухгалтерии для ИП. Это когда маркетолог ведет все ваши дела удаленно, рисует макеты, пишет тексты, делает смс-рассылку, постит котиков в инстаграм из своего офиса, но для вашей компании. Причем, за вполне разумные деньги.

Если у Вашей компании бюджет на специалиста 700 р и ниже, нет смысла искать штатного сотрудника. Смотрите сами: 700 р. — это примерно 450 р. чистыми для специалиста. Какой хороший маркетер пойдет работать за такие деньги? Никакой.

В отдел маркетинга к Вам придет выпускник универа без опыта (про образование в маркетинге я уже писал). Какой смысл от одного такого сотрудника? Первые полгода точно никакого. Да и год, наверное. И не факт, что сотрудник будет профессионально расти. Что же делать?

На помощь придет маркетинговый оутсорс.

Чем же он лучше?

  • Работу делают профессионалы. Они уже много делали большинство вещей из плана, который Ваш сотрудник без опыта составит только через год.
  • Это будет стоить точно дешевле. Тем более учитывая отпуск, налоги, коммунальные расходы, обучение и т.д.
  • Не нужно выделять рабочее место, покупать компьютер, стол, выделять место в офисе.
  • Большинство проектов будет делаться быстрее. Опытные люди все знают. А новички будут тратить уйму времени на обучение и освоение.
  • Надежность. Оутсорс не ходит в отпуск, на больничный и не отпрашивается на утренник к ребенку.

Если вы хотите чтобы ваш маркетинг работал эффективнее, а тратили вы меньше денег — я с удовольствием помогу. Я реализовал много проектов, которые Вы можете посмотреть в портфолио. Звонити или пишите, и я сделаю Ваш маркетинг лучше.

Отдел маркетинга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх