Топ-100

Маркетинг в Беларуси

«Белорусский маркетинг» звучит немногим лучше, чем «блокбастер из Узбекистана» или «австралийский люксовый самовар». Более того, предположу, что он ушел недалеко от морфологической нелепости словосочетания. Не имея опыта работы в заморских компаниях, основываясь на примерах из вражеских книг, есть предположение, что так оно и есть. Настолько плох наш маркетинг? Да. Во всех компаниях? Нет, есть толковые ОМиРы. Много таких компаний? Отнюдь. Очень мало в Беларуси компаний, которые способны делать годные вещи, предлагать свежие решения и просто радовать клиентов.

Мне иногда встречаются предложения по работе. На вопрос: «Зачем Вам маркетолог?» отвечают: «У нас нет и не было маркетолога. Мы как-то раньше собственными силами, а вот сейчас решились…». С каждым годом их меньше, но они есть. Компании, у которых нет ни рекламы, ни сайта, ни маркетолога… А иногда нет сайта и рекламы, а маркетолог есть. Но он занимается функциями продавана или экономиста, который, в свою очередь, сын директора, и на работу не ходит. В общем, маркетинг в Беларуси в не лучшей форме.  Почему так происходит? Почему не развивается? Отчего большинство решений уродливы? У меня есть несколько мнений по этому поводу.

Причина 1. Руководитель не делегирует полномочия компетентным лицам

Маркетинг в Беларуси. CEO

Очень частая проблема. Особенно остро стоит там, где учредитель = директор. В более-менее большой компании задача директора — стратегия (помните матрицу Эйзенхауэра?). Но стремление учруководителей контролировать все мелочи настолько велико, что они готовы тратить 30 минут на беседу с сотрудником, который опоздал на 3 минуты. Такая методика убивает компанию. И маркетинг, как ее часть. Мозг способен принимать определенное количество качественных решений в день. И чем меньше таких решений, тем выше их качество. А «контролирующий» руководитель за час согласовывает зарплату, дает распоряжение на покупку авто, проверяет отчет аналитика, общается с налоговиками, дает интервью в газету и согласовывает текст новогодней открытки. Он физические не может вникнуть в вашу идею. А если вникает — тратит на это много времени, жертвуя жизненно важным.

Ситуация из жизни

Директор вечно занят (он же все контролирует). К нему не попасть. Шансы быстро внедрить крутую идею стремятся к нулю. Поймали тренд? Хотите хайпануть? А директор уехал в командировку, будет через два дня, жди.

Ок, Вы звоните по телефону. Но он не поднимает, он занят. Вы занимаетесь рутиной. Перезванивает впопыхах через минут 30. Вы начинаете объяснять идею, он по телефону пытается ее понять… А в голове у него поставки, кредиты, контейнеры…. а у вас — рутина и эта идея… Он понимает, что не понимает вашей идеи. Говорит, что спешить некуда, идея хороша, но нужно подождать. Он вернется и вы кааааааааак запустите эту «бомбу». И Вы ждете. Тренд проходит. Он возвращается, вызывает Вас. А в голове у него поставки, кредиты, контейнеры, а у вас уже демотивация и уныние. Вы еще раз излагаете идею, но уже с опасениями, что тренд прошел. Директор (у него нет времени следить за трендами — он же контролирует) говорит, что ничего не прошло, и хорошая идея всегда вовремя. И Вы с запозданием внедряете идею. Как в 2019 внедрять дисконтную программу в райпо.

Что из этого получается? Вы — демотивированы. Компания инвестировала в неэффективное мероприятие. Директор потратил на Вас время и недоуделил его стратегии. Итог: Вас вызывает совет директоров и говорит, что маркетинг в компании никакой. Вот мы потратили бабки, время, трудоресурсы на идею — а роста не произошло.

В следующий раз Вы будете проявлять инициативу?

Да, их можно понять. Это все «ихнее честно заработанное». Они должны участвовать в глобальных стратегических маркетинговых решениях. Но они чаще, чем раз в месяц не принимаются.  Компании, в которых руководитель согласовывает операционку неконкурентоспособны в плане маркетинга в долгосрочной перспективе.

Причина 2. Доморощенный начальник

Маркетинг в Беларуси. Доморощенный начальник

Еще одна проблема нашего белорусского маркетингового (и не только) сообщества — профильные менеджеры. Такие управленцы получили должность, хорошо выполняя другую работу, не связанную с маркетингом. Я не имею ввиду линейных сотрудников, которые стали руководителями подразделений, в которых работали. И не тех, кто готовился перейти на другую должность, посещал курсы, учился. Речь о тех, кого руководитель назначил на другую должность. «Петров, ты хороший продаван, лучший в отделе. Я думаю, что ты достоин возглавить новый отдел интернет-маркетинга!». А знаете какие аргументы? «Ну, он давно работает в компании, знает, что нам нужно…». Нет, нет и еще раз нет! Сотрудник должен двигаться вертикально, а не по диагонали! Такой путь всегда приводит к тупикам.

Многие говорят, что отсутствие текучки — признак стабильности. Я отчасти согласен с этим, но при развитии, открытии новых направлений должны приходить свежи люди, которые уже внедряли тот или иной инструмент/продукт/сервис/… в других компаниях.  А если этим будет заниматься человек, последние 10 лет работающий в вакууме, то откуда у него будет опыт нового направления? Если, условно говоря, 10 лет назад, когда он приходил в компанию, мобильный интернет работал по WAP-технологиям?

Такие руководители не подают вид, что они чего-то не знают. Они с нахмуренным лбом бросят на ваши слова что-то типа «я разберусь». И будут сидеть, вникать во что-то для них непонятное, с целью дать вам ответ.  Хотя, есть и такие, которые, перейдя по диагонали, живы умом и стараются развиваться. Но это единицы. В моей практике была компания, в которой до меня отделом руководил человек, который раньше (и после этого) заведовал хозяйством. Как Вы думаете, какой маркетинг был в этой компании? Зато на складе порядок был)

В общем, карьерный рост внутри компании — это круто. Но при этом каждый должен заниматься своим делом. Менеджеры-маркетологи из продаж и прочих подразделений — провал. Хоть и не редкость для маркетинга в Беларуси.

Причина 3. Качество образования

Маркетинг в Беларуси. Образование

Об образовании у нас в стране немало песен спето, но я коснусь только маркетинга, и только вскользь. Чтобы понять, что мы позади Вселенной всей, достаточно осознать две истины: наш маркетинг отстает от западного примерно на 10 лет, а система образования от ситуации на рынке на те же 10. Да-да, в наших универах учат по книгам нулевых. В лучшем случае.

Какая дипломная работа принимается к аттестации? С суперидеей? С логичными выводами? Со своеобразной подачей материала, красивой презентацией? Нет. Единственной требование — чтобы она была набрана по правилам делопроизводства. Все. Поля, шрифты, отступы, интервалы, колонтитулы… Как ты там рассуждаешь в своей работе — большинству плевать. Научруки за тебя бабки получат, оформлено все у тебя правильно, а текст — вещь субъективная. В общем, проверяющие не подкопаются.

Что в итоге? Сотрудник приходит на работу с формулировкой «забудь все, чему тебя учили». Т.е. 4 -5 лет ты учился для того, чтобы быть конкурентоспособным в продвижении районного магазина в Антополе, где рыночный маркетинг идет в ногу с системой образования. Маркетинг в Беларуси ты не потянешь на универских знаниях. Мудрый студент после первого курса смекает, что эти знание ему не нужны. Он начинает получать проходные баллы, тратя все свободное время на «правильные» книги и практический опыт. Глупый тратит все время на учебу, читает литературу нулевых и знает наизусть все 182 определения слова «маркетинг». А потом весь мир удивляется, почему двоечники/необразованные становятся миллиардерами? По-моему, очевидно.

В любом случае, низкий уровень образования делает его непопулярным. «Универовские» люди развалят маркетинг, если они не читают современную литературу и не понимают, что им еще очень есть куда расти.

Причина 4. Отсутствие дисциплины и лень

Маркетинг в Беларуси. Лень

Я как-то спросил у коллеги, который долгое время ничего не делал: «Слушай. а если тебе будут платить дальше такую же з/п, сколько времени ты продержишься, ничего не делая?». «Да сколько угодно,» — отвечает он. «А как же совесть и личная мотивация?». «Да пошел он… И так копейки платит».

Во всех школьных текстах говорилось, что белорусы — трудолюбивые люди. Даже государственный гимн содержит фразу «Працавiты народ». А на самом деле, все это чушь. Возможно, конечно, наши предки и были трудолюбивыми, но сейчас это кануло в лету. 3% людей, готовых царапаться и кусаться за победу и креативное решение, с лихвой перебивают 97% лентяев. Лентяев, держащихся за свою работу как задыхающийся за свежий воздух. И маркетинг в Беларуси от них больше всего и страдает.

А все начинается с чего? С судьбоносного «И так сойдет». Получается что? Человек приходит на работу, которая ему не нравится изначально. Говорит что-то типа: «Немного поработаю, а там видно будет». Или «Ну, времена сейчас не такие, чтобы работу выбирать». Работают, мучаются, ненавидят начальство и стараются сбежать от работы при любой возможности. Эти люди задают  вопросы «А день у нас сегодня сокращенный?» перед праздником. Они говорят, что у них несправедливое начальство, когда их увольняют, а другие (такие же) поддерживают товарища.

Люди ленятся работать. То, что они могут сделать сегодня — переносят на завтра, а завтра — на послезавтра. И так до тех пор, пока об этом забудет начальник. Не бывает трудолюбия без дисциплины. И в то, что «лень — двигатель прогресса» я не верю. Для того, чтобы упростить какую-то коммуникацию (рекламу, текст, графику), нужно проделать титаническую работу, и понимает это только тот маркетолог, который это делал. То, что каждый «мессендж» нужно упрощать, думаю, пояснять не нужно. Ленивые люди рушат маркетинг. Вернее, не развивают его, что в конечном итоге одно и то же.

Причина 5. Трусость

Маркетинг в Беларуси. Трусость

Волков бояться — в лес не ходить. Маркетинг — тот департамент, который тестирует, выверяет, анализирует, изучает и только потом внедряет. Внедряя глобальные проекты, можно очень здорово не попасть. Последствия тогда будут не самые оптимистичные. Нужно иметь яйца из определенного крепкого надежного материала, когда ты отправляешь в печать на 100-тысячный тираж буклет.

Ошибки были и есть всегда. Да, бояться стоит. Но в разумных пределах. Скорее, это должно быть такое чувство, которые называют «спортивным мандражём». Не боится тот, кто ничего не делает. Но верно и следующее: тот, кто боится, ничего не сделает. Если ты боишься предложить директору по маркетингу внедрить новый инструмент, то компания будет без нового инструмента до тех пор, пока ты не осмелеешь, либо за твою идею премию получит другой сотрудник, который не побоится. Маркетинг любит смелых и смелые любят маркетинг. Трусы же идут в армию, милицию или религию. 

Это основные проблемы, которые я повстречал. Есть и другие, но они не так сильно влияют на маркетинг в Беларуси, как эти.

Маркетинг в Беларуси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх